Социальное устройство
и немного экономической географии
Люди
Социальный строй разнится от народа к народу. Официальной властью города СиЛ и прочих населенных людьми территорий считается триумвират: Великая Жрица, Высший Белый Маг и Верховный Главнокомандующий. Поскольку признанные властью маги находятся на попечении и под покровительством Храма, реальную власть в своих руках сосредоточила Великая Жрица (не желая делиться ею с кем-либо, но предпочитая оставаться в тени и дергать за невидимые ниточки…). Формально – она отвечает лишь за ритуалы, праздники, церемонии, благословения… На деле – без ее тайного слова или совета не обходится ни одно государственное дело. Ходят слухи, что пост Верховного Главнокомандующего раз за разом сменяют ее любовники.
Тем не менее, высшую касту – с наибольшим количеством привилегий и наибольшим грузом ответственности – составляют жрецы, маги (волшебники и колдуны) с эмблемой Храма (т.е. лояльные по отношению к власти) и находящиеся на государственной службе солдаты и офицеры. Храм имеет собственную небольшую «армию», составляющую личную охрану жрецам и магам в их путешествиях. Имеет школу, в которой обучает будущих волшебников и колдунов. И собственные тренировочные площадки для обучения рукопашному бою. Его владения за пределами городских стен не известны никому, кроме тех, кто имеет к ним непосредственное отношение…
Собственно, главная задача Храма – не допустить в город Проклятых: тех, кого прокляли жрецы, оберегая покой мирных граждан. Пусть себе плетут интриги и козни под землей, почитая себя «истинно свободными». Неважно. В городе ЛиС нет ничего «своего». Они всё – крадут с поверхности, а потому стоят вне закона. В то время как всякий честный труд достоин почтения и уважения. Кузнец, сапожник, оружейник, лекарь, музыкант – все они трудятся честно и добропорядочно, а значит вправе рассчитывать на защиту закона, где жрецы, как представители великой Силы – беспристрастные судьи во всех спорах…
Именно поэтому рядом со второй кастой, складывающейся из правителей городов и поселений, а также их окружения (советников и стражи) и торговцев, – всегда стоит наместный жрец. Так, приобщенные к магии Воли и Сознания – вовремя доводят указы до каждого, даже самого отдаленного поселения, где есть жрец. Они – глаза и уши Храма, его указующий перст и те, кто несут наказание. Никто – в здравом уме и твердой памяти – не захочет получить жреца во врага (если не найдет, что противопоставить ему).
Низшей кастой считаются добропорядочные ремесленники, охотники и землепашцы. Они создают свои «цеха», «гильдии» или «школы», передавая мастерство от поколения к поколению… и у каждой такой «школы» - свои секреты. Гильдии не редко используют и «тайный знак» в виде «рисунков» на теле – татуировок. Охотники гордо могут носить на себе знак лесного духа-покровителя (волка). Землепашцам это не нужно… им бы трудиться да землю пахать. Низшая каста всегда составляла самое прочное основание общества: еду (хлеб и мясо), утварь, воду, оружие, одежду – всем этим обеспечивают именно люди низшей касты, и без результатов их труда – не существует всего остального. Это понимают жрецы и хорошие правители-наместники, которые не только привычно обирают, но и привычно заботятся частью доходов о людях, охране и состоянии дорог.
Поскольку слишком много найдется стоящих вне закона, всех тех, кто так или иначе не до конца в ладах с официальными властями, и либо ходит по тонкой грани между законом и справедливостью, либо давно преступил черту в угоду наживе, гордости или собственному тщеславию.
Люди постепенно наращивают свою численность. Жажда людей к знаниям, обогащению и лучшей жизни неизменно толкает их на освоение морских просторов (в охоте за костью и жемчугом), на строительство шахт и спуск в самые глубокие подземелья (за драгоценными камнями и в поисках месторождений полезных ископаемых, золотых, серебряных и медных жил), на вырубку лесов (поскольку самый распространенный материал для строительства по-прежнему древесина, а не камень). Да, многие гибнут при возникновении конфликтов на границах, но многие и остаются, чтобы противостоять или упрочить свое положение.
Люциферы
Город ЛиС имеет свою хитрую запутанную структуру и управляется «Кругом Девяти». То есть девятью наиболее достойными людьми из девяти кругов самых распространенных в Городе профессий:
1 - Убийца
Убийцы этого города стремятся вырезать как можно больше влиятельных людей верхнего города… Маги, Жрецы, Военные – все они являются мишенями номер один для Люциферов. Но за неимением… в ход идут торговцы, потомки знатных родов и так далее, и тому подобное… Охраняются они тщательно, и те, кто торопится, раньше других заканчивают свою жизнь на плахе в своем стремлении к идеалу. А идеал – Великая Жрица, которую надо бы устранить за то, что манипулирует людьми.
2 - Вор
Воры – добывают с поверхности деньги, пропитание, оружие… Их численность чрезвычайно высока, как и специализации применения способностей. Кому милее взломы богатых домов, кому – карманные кражи. Кто-то, пожалуй, смастерит ловушку и оберет стражника. Каждому свое – по присущему ему таланту.
3 - Тень
Наставник при обучении молодежи магическим способностям. Маг теней высокого уровня.
4 - Разведчик
Разведчики – мастера маскировки и скрытности, предпочитающие вовремя сбежать – но донести нужную информацию. Они бесшумны и ловки, часто выполняют роль гонцов, принося вести из верхнего мира… Любой противостоящий власти при встрече с Разведчиком теоретически вправе рассчитывать на укрытие под землей… Дальше – как решит Круг Девяти, который всегда думает о скрытности и выгоде города ЛиС. Также промышляют разведыванием тоннелей, месторождений и местоположений тварей подземных…
5 - Механик
Они прекрасные изобретатели простейших механических устройств, ловушек, самострелов, самовольно сматывающихся веревок (работающих, по сути, на паре каких-то там пружинок). И за какой-нибудь невиданный механизм с поверхности готовы отдать если не все, что угодно, то очень и очень многое.
6 - Отравитель
Специалист по ядам и зельям, которыми так хорошо смазывать оружие, дротики и стрелы, или подсыпать в бокалы. Изучает яды с поверхности, составляет противоядия для своих. Любит яды всем сердцем, и служит им. Потому и стОят плоды такого искусства дорого.
7- Оружейник
В ведении оружейников – склады и подпольная торговля оружием и доспехами… Отличного качества, как полагается, лучше и придумать нельзя.
8 - Алхимик
Порошки и порошочки с разными свойствами, как, например, задымление, удушающий газ, крохотные шарики, взрывающиеся под ногами. Эффекты неожиданности и отвлечения внимания, которыми при желании можно заполнить даже полый наконечник стрелы или болт арбалета.
9 - Охотник
Фактически, тот, кто ловит и дрессирует, выучивая различным трюкам, подземных тварей, зная, как с ними совладать и убить, если надо. Работа долгая, кропотливая… но зато если добивается результатов – то крепких. И сдает своих животных в наем: другим люциферам (для заданий) или же сам с ними наверх подымается, плотные наглазники им надевая: боятся звери подземные солнечного света. Слепнут все без исключения (кроме змей, пауков или ящериц).
Во главе группы люциферов по каждому виду ремесла стоит исключительный профессионал, который и входит в Круг Девяти, пока его не заменяют другим… Добровольно с поста уходят редко, чаще – сменяет свой же помощник или кто-то из немногочисленного круга доверенных лиц (от одного до трех) вследствие неожиданной смерти, заговора, тайного договора, по которому «от перемены мест слагаемых сумма не меняется», прямого убийства и т.д. Однако проблемы города ЛиС неизменно решаются Кругом и в тесном взаимовыгодном сотрудничестве. Авторитет Круга непререкаем: сказал – сделал. Если не справился, наказание частенько или смерть, или понижение «в должности» до рядовых членов общества, растворяющихся в безликой массе.
Люциферы строго поддерживают определенную устоявшуюся численность населения, поскольку слишком ограничены в ресурсах и всё, что имеют – достается с поверхности с риском для жизни (или из глубин подземелий, но тоже с риском для жизни). Лекарей у них нет, потому при получении травм, несовместимых с жизнь, проще дать глотнуть яда и избавить от мучений (или пойти на риск и притащить врача с поверхности…).
Дивни
Дивни в своих скромных поселениях в Зеленом лесу живут дружными общинами. Все, что имеют, находят, собирают – всегда делят поровну между собой. Равные части, равные доли, равный труд, равная ответственность…
Поселения управляются четой самых старших дивней, распределяющих обязанности… хотя обычно каждый в их маленьком скромном мирке и без того знает, что делать. Любой важный вопрос решается на собрании всех жителей деревни, встретивших свою восемнадцатую весну.
Дивни в большинстве своем занимаются собирательством, травничеством, заготовками полезных трав и ягод, частенько держат диких пчел в дуплах деревьев и владеют главным богатством леса: медом и смолой, березовым соком, кленовым сиропом и прочими маленькими деликатесами. Не являясь торговцами по природе своей, готовы поделиться тем, что имеют, с дорогими гостями, кем бы ни приходились эти гости. Дивни не признают денег, не понимая, зачем и кому в принципе нужен этот металл, который они почитают «мертвым». Их главная забота – присматривать за Лесом, чтобы все было на своих кругах. И на этой основе нередки конфликты даже таких бесконфликтных существ – с лесорубами. Дивни – хранители Леса, люди нередко отзываются о них как о «лесных духах». Разгневанный лесной дух, даже добрый по природе своей, являет собой жутковатое зрелище… Старые дивни способны пробудить Лес, чтобы он встал на свою защиту. (И горе тогда разбушевавшимся лесорубам).
Конатары
Строй общества конатаров предполагает культ силы и диктат. Они беспрекословно подчиняются своим командирам, где возраст не имеет особенного значения. Главное – сила, выносливость, тактика и стратегия. Они не могут позволить себе быть слабыми, когда война – основной удел их существования. Все конатары без исключения – превосходные бойцы ближнего боя (луками и другим дальнобойным оружием, по понятным причинам, пользоваться не могут). Однако и в их обществе существуют три основные специализации (названия даны на всеобщем языке):
- Врачеватели
Из названия понятно, что помимо боевых навыков – хорошо развит талант врачевания (подручными средствами: исходя из наличия паутины, мха, скальных грибов и редких подземных ягод, плесени, яда пауков и змей). Отлично знают строение человеческого и животного тела, потому возможно провести даже довольно сложные операции по лечению переломов со смещением, к примеру.
- Мастера оружия
Конатары, помимо совершенствования боевых навыков, занимающиеся изготовлением их смертоносного оружия – самого прочного из имеющегося в мире, и потому оцениваемого людьми на вес золота. Само золото, равно как и серебро с медью, ценят куда ниже хорошего железа. Их оружие как правило лишено каких бы то ни было украшений, оно просто, надежно и прочно, без знака определенного мастера, но люди работу конатаров всегда отличат от работы кузнецов. Их оружие в мире людей – настоящая редкость и сокровище.
- Мастера защиты
Эти представители племени также являются воинами, однако параллельно специализируются на создании великолепнейших доспехов: легких (из-за материалов) и настолько прочных, что редкая стрела способна пробить их.
Использование яда на оружии конатары считают трусостью… Они воины, подчиняющиеся вполне определенному кодексу (о котором речь пойдет позже), а не головорезы. Но способность врачевателей определить яд и вывести его из организма почти легендарна. Жаль, единицы найдутся вне конатаров, кто способен оценить этот дар. Конатары вынуждены поддерживать относительно постоянную численность, больше которой просто не может прокормиться. Хотя чем ближе к ним человеческие поселения, тем больше для них источников еды, а значит, тем большее количество воинов можно позволить себе прокормить.
Махаоны
Уклад жизни махаонов базируется на одном главном принципе: «моё» - «не моё» - «чужое».
Одиночки по натуре, всё «своё» носят с собой, относясь к этим вещам как к непреложной собственности. За покушение на свое имущество, будь то палатка, женщина или копьё – не задумываясь, попытаются снести голову с плеч. И нельзя сказать, что это так уж невозможно.
«Не моё» - это имущество других членов их маленького шатрового лагеря, которое нельзя трогать, если не хочешь, чтобы трогали твоё. Своим имуществом всякий вправе распоряжаться по своему усмотрению, никто не скажет и слова.
«Чужое» - всё то, что не принадлежит Махаонам и не относится к ним никоим образом.
Кочевья Махаонов довольно часто меняют место «жительства» (как правило, в зависимости от сезона, уходя вслед за дичью). Они – главные охотники мира и добытчики мяса, шкур и кости. С ними можно и сторговаться, но слишком настороженно (на грани агрессивности) относятся они к чужакам.
Всё «чужое» - чуждо и непонятно Махаонам. Они живут в своих «вещах», в своем привычном им мире, торгуя с людьми, разве что, за необходимые в быту мелочи: посуду, оружие, гребни и зеркальца, на которые так падки Махаоны-женщины. Для последних, в свою очередь, характерно воспринимать мужчину как своего хозяина, который может сделать с ней всё, что пожелает: продать, убить, подарить, если она будет плохой спутницей ему или он задолжает кому-то. Расплачиваться за свою жизнь – другой жизнью, к примеру, совершенно нормально и не воспринимается самими Махаонами как рабство или дикость. В остальном – женщины получают равное образование с мужчинами и участвуют в жизни племени «вторым голосом». Первый – всегда принадлежит мужчинам. Большие проблемы небольшого племени решаются «Голосом Мира»: разговором в тесном кругу, когда передается трубка от Махаона к Махаону и каждый высказывает свое мнение по вопросу. Голоса суммируются, взвешиваются «за» и «против» и выносится общее решение… которому, впрочем, могут и не подчиниться. Однако в этом случае Махаон со всеми своими вещами обязан покинуть племя. Если ему повезет встретить такого же отщепенца, как он сам, вполне вероятно в скором времени образуется новое кочевье и новое племя… Но враждовать со старым, с себе подобными, Махаоны не будут ни при каких обстоятельствах.
Кёрты
Стараются подстроиться под законы того общества, в которое попали… Люди, Люциферы или иные расы – не столь важно. Кёрты в любом случае стараются скрывать сущность зверя и свою вторую ипостась. Пусть это не всегда удается… Отдельного общества у кёртов пока нет: они слишком разрознены и разъединены друг с другом. Потому и вынуждены приспосабливаться к тому, что имеют.
Русалианы
У русалианов всё более или менее понятно. Есть Царь морской или Царица, есть несколько Советников из ближайшего окружения, и всё остальное многочисленное население их подводного мира. Законы Царя исполняются всеми беспрекословно (но почему-то постоянно нарушаются молодыми, особенно в пункте выхода на поверхность).
Отсюда необходимость такого рода занятий, как:
- подводные стражи (охранять подвижные границы текучего царства… другими словами – не пускать на берег раньше времени молодежь. Очень хлопотное и неблагодарное занятие, особенно, если кто-то таки-убежал, и его надо выследить и вернуть обратно);
- дамаски («маски», «шпионы», запущенные на берег с целью добычи важной информации: когда планируется следующая масштабная охота на подводных обитателей (рыб и прочих живых существ), или когда идет важный торговый корабль, чтобы устроить шторм по пути или воспользоваться грузом…);
- «угри» (как название профессии… когда требуется устранить важного капитана или охотника-рыболова с тем, чтобы потом «угрем» выскользнуть из рук преследования и добраться домой, в морскую пучину. Угри – составляют также основу «подводной армии», поскольку специально обучаются навыкам владения оружием и ведению боя в условиях морской стихии).
У русалианов есть также масса мирных профессий по выращиванию жемчуга, сбору кораллов и раковин, из которых изготавливается в их царстве практически всё; разведению водорослей, выращиванию целых подводных садов, разведению рыб и прочих морских тварей, чтобы не переводилось их количество в море, и т.д. Смотрители моря, пользующиеся его дарами и хранящие его от людской жадности, - вот, кем являются русалианы в данном мире.
Симурги
Строй жизни симургов вряд ли можно назвать обществом. Они живут парами, семьями, выращивая птенцов и выпуская их во внешний мир на собственных крыльях. Пары создаются только между себе подобными и складываются однажды и на всю жизнь. Они крепко держатся за свою семью, ко всем расам относятся ровно и нейтрально, пока не затрагиваются их личные интересы.
Как птицам – им свойственно умение летать, как волкам – забота о детенышах и самодостаточная самостоятельность… В стаи Симурги собираются лишь на зиму, дабы переждать голодные времена, и по весне расходятся на старые гнездовья (или делают новое). Как людям – присуща ненависть и желание мстить, если убили одного из их семьи. Симург не успокоится, пока не настигнет убийцу и не свернет ему шею, сбросив со скалы, или не разорвет немедленно на части. Око за око. Зуб за зуб. Жизнь за жизнь.
Приручаются плохо, имея надменный и гордый нрав. И если уж приручился, то… не человек выбирает Симурга. Одинокий или забранный из гнезда в раннем возрасте Симург – может выбрать себе человека, чтобы служить ему и вновь иметь смысл в жизни. Однако это такая редкость, что об этом даже не стОит говорить… В случае гибели хозяина-человека – Симург, скорее всего, вскоре отправится вслед за ним, бросившись со скалы или предпочтя долгую и мучительную смерть от голода.
Астры
Одна большая общительная разноцветная колония (в хорошем смысле этого слова). Живут сегодняшним днем без особенных забот, разве что, разлетаясь по щелям и человеческим (и не только) домам на короткие, но суровые зимы.
Если Астр заведется в доме (хорошо, если один, а не приведет с собой пару десятков сородичей) – это хуже домового: будут пропадать и появляться вещи, исчезать бесследно еда, терятся теплые вещи вроде сапог на меху… Им тоже надо греться. Справедливости ради, надо сказать, что периоды эти кратковременны - только пара зимних месяцев, когда все укрыто снегом. С наступлением же весеннего тепла Астры вновь устремляются на волю, ближе к деревьям и цветам.
Однако на глаза людям стараются не показываться лишний раз, мало ли… Осторожность никогда не помешает. Исключение составляет жужжащий, как улей, дом сородича-Астра, ставшего человеком. Такие зимовки шумны и обременительны для владельца дома, но разве он выгонит на улицу свою семью, узы с которой сохраняются, благодаря телепатии? В остальном никаких прочных привязанностей нет… Все приходит и уходит, и это нормально, как восход и закат, день и ночь, весна и осень, лето и зима. Астры не задумываются над временем, живя «сезонными» явлениями и ориентируясь по погоде.
Астры, получившие вторую, человеческую ипостась, заслужившие ее, - живут, как правило, среди людей, стараясь следовать их законам, но могут также с легкостью принять законы любой другой расы, с которой сведет жизнь.