Цветок Астриана

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Цветок Астриана » Свод знаний и представлений о мире » Путеводитель по костюму


Путеводитель по костюму

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Добро пожаловать в мир "Цветка Астриана", общее игровое время которого соотносится со временем фэнтезийного Средневековья. Безусловно, он имеет очень мало общего с историческим периодом, носящим то же имя, однако некоторые принципы костюма безусловно почерпнуты оттуда. В помощь Вам, дорогие игроки, составляется этот небольшой раздел, чтобы определиться: как и во что одеть созданного Вами персонажа.

Страницы посвящены:
Основы костюма. Цвет, материалы и ткани
Основы костюма. Принципы
Традиционный мужской костюм
Традиционный женский костюм
Плащи и накидки
Обувь
Головные уборы и прически
Дополняющие элементы костюма
Доспехи из кожи и стали

0

2

Основы костюма. Цвет, материалы и ткани

Итак, средневековая культура - это, прежде всего, культура символов, где всё (абсолютно всё) наполнено скрытым смыслом. Слово, жестикуляция, еда и жилище, и, конечно, одежда - всё это неотделимо друг от друга и связано, в первую очередь, с социальным статусом. Внешний вид человека был подобен раскрытой книге, которую с легкостью читали его современники. Таким же он в основе своей является в данном мире. 
Костюм, вне зависимости от того, мужским или женским он является, имеет строгий, выверенный, иерархический характер, где всё, включая детали, эмблемы, расцветку и качество тканей, разнообразие узоров, общее количество аксессуаров, свидетельствует о принадлежности человека (речь идет прежде всего о человеческом костюме) к определенной группе и о месте этой группы в обществе.

Иерархия цвета
Богатыми и "высокородными" цветами считаются красный, белый, зеленый и золотой.
Красный - больше всего приличествует празднику и торжеству, а также знатности и родовитости. "Король цветов" имеет огромное количество самых разнообразных оттенков. Неизменно сочетается с другими цветами, подчеркивая их "благородство" и оттеняя собой. Красный - это доблесть и кровь военного сословия.
Белый и золотой - цвета солнца и луны, как правило, характерны для правящего жреческого сословия мира.
Зеленый и его разнообразные оттенки - это светская власть и наместники городов и поселений.
У магов, как третьего звена правящей ступени, как правило, свои предпочтения цветовой гаммы, носящие индивидуальный характер.

Будничные цвета, используемые в повседневной одежде, - это голубой, серый, черный и коричневый.

Материалы и ткани
Социальную значимость одежды нередко подчеркивает и ассортимент тканей или материалов, из которых она сделана. Далее приведу несколько разновидностей ткани, располагая их от самых простых, дешевых, повседневных, к более дорогим и изысканным.

Полотно. Наиболее распространенными являются полотняные ткани из льна или хлопка, или волокон крапивы. Простые, как правило, грубой выделки, иногда с легкой вышивкой по рукаву, горловине или подолу. Они доступны всем слоям общества, от богачей до самых неимущих. У крестьян идут и на верхнее платье/сарафаны, и для нательных рубах. Из полотен делают простыни и подкладки для одежды осенне-весеннего сезона, скатерит, покрывала, мешки... Эти ткани находят чрезвычайно широкое применение в хозяйстве.

Шерсть. Шерстяные ткани изготавливаются в отдельных областях, где разводят овец, ков и/или коз. Самая простая и доступная из шерстяных тканей используется как подкладочная для теплой зимней одежды, идет на изготовление попон лошадям, используется для пошива платья у крестьян. Более плотная шерстяная ткань требуется для изготовления верхней одежды. Наиболее изысканная, на ощупь напоминающая верблюжью шерсть, в тех же целях охотно покупается богачами.

Шелк. Добывается из коконов специальных червей и/или пауков. Изначальное сырье - белое, но после обработки может получать один из богатейших ярких цветных оттенков, где в числе самых популярных - жёлто-золотые, изумрудно-зелёные, глубокие тёмно-фиолетовые или ярко-синие, а также любые оттенки красного, от багряного до алого. Шелковые ткани не доступны большинству простых смертных... Хотя наличие праздничного платья из шелка - мечта каждой женщины. Такие будут бережно передаваться из поколения в поколение по наследству. Эти ноские ткани идут на драпировку помещений и портьеры, на роскошные праздничные костюмы богачей. Иметь хотя бы один шелковый предмет одежды (допустим, кушак) - уже знак достатка и богатства... хотя при отсутствии иных предметов из шелка может восприниматься и как знак угасающего рода, теряющего свои богатства.
Помимо натурального, существует искусственный шелк, вырабатывающийся из тонких "древесных нитей". Эту тайну бережно хранят дивни. Искусственный шелк ничем не уступает натуральному и, кроме того, может быть водонепроницаемым, защищая своего владельца еще и от дождя.

Бархат и парча. В число наиболее дорогих и изысканных тканей входят бархат и парча, прекрасно сочетающиеся с другими тканями (например, шелковыми или шерстяными). Именно бархат традиционно считается тканью для праздничной одежды и прекрасно подходит для драпировки помещений. Парча, переливающаяся несколькими оттенками сразу, - чрезвычайно дорогая, и, как правило, доступна только верхнему правящему сословию. На женское платье хорошо идёт пэль - один из видов парчи, более легкий; на мужское - муслин, приятный на ощупь и мягкий материал, который сильно напоминает современную тафту.

В отношении качества, цвета и узоров тканей, существуют ткани гладкие (то есть одноцветные), пестрые (узорчатые), камчатые (с каймой из цветочных мотивов или вязью), в горошек и в полоску (продольную или поперечную).

Кожа бывает тонкая, обычная, толстая и крепкая в зависимости от шкуры, из которой она сделана. Выделкой кож в большинстве своем занимаются кожевенники, или кожемяки. Тонкая в большинстве своем идет на различные аксессуары: кожаные шнуры на платья, пояса, сумки (хотя кожаная сумка будет стОить гораздо дороже полотняной или плетеной), обычная - на обувь и кожаные ремни. Толстая и прочная кожа нередко используется для легких доспехов оружейниками, однако доспехи, пожалуй, отдельный предмет для разговора.

Мех. Меха делятся по цене и "значимости", как и ткани. Наиболее дешевым считается волчий мех, подороже - медвежий, затем следуют соболь, горностай и белка. Два последние - ценятся особенно высоко, и идут на подкладку и отделку роскошных богатых парадных одежд. Мех более распространенных местных животных (выдры, барсука, лисы, зайца, кролика, барана) ценится намного меньше, но он же более доступен простым людям. Самые простые меха, например, кролика, красят и используют для отделки рукавов и внутренних краев одежды.

Кость. Кости животных и/или даже людей обрабатываются мастерами по кости самых разных сословий. В зависимости от толщины и прочности, идут на самые разные вещи: рукояти кинжалов и мечей, пуговицы, заготовки амулетов вроде костяных крестиков, иголки (швейные или "не очень"). Часто используется как отделочный материал при изготовлении предметов утвари, оружия и украшений.

Драгоценные и полудрагоценные камни. Добываются в горных районах и шахтах людьми, чтобы впоследствии из них родились прекрасные украшения. Используются также для отделки тканей, оружия, драгоценной утвари. 

Металлы. Помимо прочего, в одежде и быту распространено употребление металлов. Самый мягкий металл – золото. Из него, как из серебра и меди, делают ходовые монеты, драгоценные нити для вышивания, посуду. Позолотой и «Серебёнкой» («пыль» драгоценных металлов) часто покрывают изделие из других металлов, используют для изготовления золотых и серебряных красок для росписи. Однако самые дорогой металл – качественная оружейная сталь. У каждого мастера – свой секрет обработки руды и свое «качество» стали. Именно поэтому лучшее оружие украшают клейма мастеров – кузнецов и оружейников. Наиболее ходовой и употребительный металл – железо, используется для простого оружия, нередко – для несущих конструкций.

Чешуя и хитин. Отдельные умельцы (конатары и люциферы) используют в качестве сырья для своей одежды или доспехов чешую змей и/или пластинки хитинового покрова насекомых. Эти секреты бережно хранятся внутри народов и не выносятся из темноты пещер на свет.

+1

3

Основы костюма. Принципы

Собственно, с этого момента начинается масса трудностей, поскольку костюмы так же богаты и разнообразны, как многолики их обладатели... Тем не менее, существует несколько основополагающих правил, сообразно которым "строится" человеческое одеяние.

1. Правило первое: многослойность
Любой средневековый костюм состоит из нескольких слоев. Это правило выполняется всегда и везде, практически без исключения. Минимальное количество слоев - два! Нижнее и верхнее платье (платье = одежда). Пренебрегают этим правилом только совсем неимущие, нищие и те, кто сознательно как бы противопоставляет остальному обществу. Традиционно же женский костюм состоит минимум из трех слоев: нательная рубаха (камиза), нижнее платье (шенс) и верхнее платье (блио, туника). 
Кроме этого нельзя забывать о плащах, "куртках" (отличающихся от современных, но всё же), шоссах (аналоги чулок, в том числе как элемент мужской одежды тоже) и обуви. Если вспомнить еще и о доспехе / кольчуге, получается приличное четырех-, пяти-слойное одеяние.
Данный пункт во многом спорен и не обязателен к выполнению всеми расами, однако следует принять во внимание, что костюмы остальных рас во многом отталкиваются от человеческого при внесении тех или иных изменений, поэтому нельзя предавать его забвению окончательно. В профиле персонажа костюм не обязательно расписывать в деталях, от и до. Однако когда пишем о том, что женщина (человеческой расы, аристократка) носит блио, надо помнить, что подразумевается под этим три слоя одежды.

2. Правило второе: социальный статус
Социальный статус носителя во многом выражается в длине платья и его расцветке.
У людей - чем ниже сословие, тем, как правило, короче подол. Особенно это касается дам… Увы, в короткой юбке леди легко принять за девицу легкого поведения, если, конечно, при ней нет атрибутов воина. Случается, что и женщина выбирает такой путь, и тогда - слишком длинное или неудобное платье в бою будет помехой.
Длинные подолы одежд подобающих расцветок - признак достатка и положения в обществе. Так что к цветовой гамме костюма надо тоже подходить осознанно. При этом в расцветке нижнего и верхнего платья (у богачей - всегда) действует правило контраста. Другими словами, оба элементы одежды - яркие, насыщенные цветом.
Сословия "пониже" играют на контрасте платья, скажем, с шоссами. Путники - верхнего платья и плаща. Но контраст в одежде присутствует всегда.

3. Правило третье: практическая значимость
Несмотря на символичность и прочие тонкости, нельзя забывать о том, что любая одежда должна быть, в первую очередь, удобна. Представления, бытующие о средневековом костюме, как о явлении аскетичном и скрадывающем фигуру, в корне не верны. Именно средневековый костюм впервые "открывает" и подчеркивает особенности и достоинства мужского и женского тела.  Достигается это в основном благодаря аксессуарам, поясам (редко выставляющимся напоказ), шнуровкам, крою платья и прочим ухищрениям в виде вышивки, орнамента, отделки и украшений. Так, крестьянин никогда не выйдет работать в поле в праздничной одежде с длинными полами и рукавами, поэтому в поле уместно смотрится рубаха и шоссы (у мужчин) и сарафаны/рубахи две-трети у женщин. Воину или наемнику – удобнее в практичном кожаном доспехе и штанах, однако женский вариант такого костюма будет всё-таки отличаться от мужского – более разнообразной отделкой, шнуровкой на груди вместо удушающего корсета и т.д.

Мужской и женский костюмы имеют множество общих элементов одежды, однако для удобства игроков, лучше немного повторюсь, разбив информацию на два блока - костюм традиционный мужской и традиционный женский

+1

4

Традиционный мужской костюм так же, как женский, состоит из нательного белья (вещей, соприкасающихся непосредственно с телом), нижнего платья (аналог современных рубашек под костюмом) и верхнего платья. Помимо этого, могут использоваться плащи и/или доспехи (однако доспехам посвящен отдельный раздел), обувь и различные аксессуары, вынесенные в отдельный пост.

Нательное белье О мужском нательном белье известно мало. В его роли в домашних условиях часто выступают длинные (ниже колен) рубашки, отделанные вышивкой, или богатые парчовые халаты. Особо следует выделить, разве что, шоссы.

- шоссы
Традционно шоссы – это практически гольфы, крепящиеся на подвязках под коленом. Любая обувь одевается исключительно поверх шоссов. Если сапоги высокие – к примеру, до середины бедра - не обойтись уже и без более длинных "гольфиков" (недолго думая, проведу аналогию с чулками), чтобы не натирало кожу. Они всё равно останутся шоссами. Длинными шоссами. Закрепляется подобная вещь на набедренном тканевом поясе или при помощи подвязок. Могут быть изготовлены из шерсти (если холодно), шелка (для богачей) или полотна (самый распространенный вариант).

Нижнее платье
Нижнее платье традиционно надевается под верхнее, мужчины могут обходиться без нательных рубашек, однако нижнее платье традиционно присутствует в гардеробе в обязательном порядке.

- шенс
Шенс представляет собой так называемую нижнюю рубашку, надевающуюся под верхнее платье. У мужчин отличается короткой длиной (чуть длиннее современных рубашек) и часто одевается под доспехи, за что получила название «поддоспешной одежды». В этом случае выполняется не из простых полотен, а из мягкого шелка, или даже богатой орнаментированной парчи.

- туника
В наиболее простом и непритязательном варианте – не что иное, как мешкообразная одежда с отверстиями для головы и рук, обычно закрывающая тело от плеч до бедер. Может быть как с рукавами, так и без них, подпоясывается обычно на уровне талии. Туники нижнего платья более простые и непритязательные, однако добротная туника может носиться в равной степени и как верхнее платье.

- рубахи и рубашки
Рубаха – это глухая (по максимуму закрывающую все, что можно закрыть) нижняя туника с двумя разрезами внизу спереди и сзади), закрывающая брэ и шоссы до середины икры. Ее длинные рукава обычно стягиваются на запястье, что не мешает владельцу надеть сверху что-то еще. Шьется из полотен и грубой ткани - для мастеровых людей и крестьян, из тонкого льняного полотна или шелка - для имеющих соответствующие доходы.
Широкое распространение получила льняная рубашка, став более короткой и более облегающей. Обычно на ночь ее снимали и меняли через одну-две недели.

http://savepic.ru/910278m.jpg

- сорочка
Особый вид рубашки из тонкого льна или шелка, который шьется исключительно на мужчин. Характеризуется дополнительной более изысканной отделкой в виде воротника, отложных манжетов, большего количества деталей и лучшим качеством выделки. Самые нарядные рубашки украшали гофрированной манишкой (манишка - вставка для мужского или женского костюма в виде нагрудника, закрывающего вырез жилета, фрака или дамского платья, гофрированная - в складочку,) и вышивкой на вороте и обшлагах, то есть там, где они выглядывали из-под верхнего платья.

Верхнее платье
- сюрко
Представляет собой верхнюю одежду самых разнообразных расцветок и из самых различных тканей. Длинная и широкая, без рукавов - но с прорезями для рук, часто оттороченными мехом или декорированными иным образом (к примеру, лентой, шнуром, орнаментом), в мужском варианте чаще всего имеет капюшон.
http://savepic.ru/881602m.jpg

- туника
В наиболее простом и непритязательном варианте – не что иное, как мешкообразная одежда с отверстиями для головы и рук, обычно закрывающая тело от плеч до бедер. Может быть как с рукавами, так и без них, подпоясывается обычно на уровне талии.  Туники верхнего платья, как правило, имеют длинные рукава и более богатую отделку, изготавливаются из более дорогих, чем полотняные, ткани.

- котто
Является разновидностью туники, и носится исключительно как верхняя одежда. Котто неизменно имеет длинные рукава и обязательный элемент в виде широкого набедренного пояса, в тон которому акцентирован и вырез для шеи (как правило, узор и цветовая гамма орнамента и пояса совпадают). По рукаву от запястья до локтя идет ряд мелких застежек или шнуровка. (Тоже из практических соображений: в повседневной жизни нужна свобода движений, а во время обеда - чтобы рукава в суп не попадали.)

- блио
В качестве мужского платья выступает как одежда в высшей степени благородная. Это шерстяное или шелковое одеяние с глубоким вырезом, одевавшееся через голову, с полудлинными и очень объемными рукавами и широкой юбкой в складку с разрезами спереди и сзади, спадавшей до пят. Его подвязывали поясом, позволявшим делать напуск, как у блузы. (Синее платье на картинке ниже и есть блио).  Мужское блио было довольно узким, с боковыми разрезами и полукороткими (до локтя) рукавами или вовсе обходилось без них.
http://savepic.ru/2843796m.gif

- брэ
Очень сильно напоминают шоссы, но в отличие от них – оставляют ступню открытой.  Строго говоря, это простейший и наиболее доступный аналог брюк: две брючины, очень плотно сидящие по ноге, но не сшитые между собой. Они носятся как верхняя одежда, изготавливаются обычно из кожи, шерсти или шелка, могут быть различной длины, поэтому именно этот предмет одежды легко при желании превратить в аналог современных (обтягивающих) шортиков. (Однако, по канону времени, щеголять обнаженными ногами считается в высшей степени неприличным)

- штаны - безусловно, элемент одежды более поздний, чем средневековье, но в мире Цветка, боюсь,  без них не обойтись.  Пусть будут видоизменившиеся брэ - не обтягивающие плотно по ноге, а более свободного покроя. В отношении длины, можно выделить кюлоты - штаны длиной до колена, закрепляющиеся под коленной чашечкой на пуговицу (почти шорты) и штаны непосредственно - закрывающие ногу целиком, что особенно необходимо всадникам, по многу часов не слезающих с лошадей. (Совсем хорошо, если штаны к тому же меховые или кожаные.)

- куртка
Сильно укороченный вариант мужской верхней одежды, доходящей приблизительно до пояса и застегивающейся наглухо, не давая рассмотреть постороннему глазу ни одной детали одежды под ней. Шьется обычно из кожи (частенько на меховой подкладке). Любима всадниками (поскольку не мешает при верховой езде и в то же время - греет) всех мастей и тем, кому не сидится на одном месте - включая воров, бродяг, разбойников и т.д.

- камзол
Мужская приталенная (!) одежда, с максимальной длиной до колена, иногда без рукавов. Весьма практичная и удобная, шьется из самых разнообразных тканей. Надевается, как правило, под кафтан (и хорошо бы на рубашку).

- кафтан
Длинная верхняя мужская одежда с глубоким запАхом. Очень распространенная одежда среди различных слоев населения. Шился с удлинёнными рукавами (из тех, что часто "волочатся по земле", или просто позволяют спрятать кисти рук в рукава): у богатых — из бархата, парчи, лучшего сукна, на дорогих мехах, с драгоценными пуговицами и украшениями; у малоимущих — из простых тканей и дешёвого меха. Кафтан на меху - это почти шуба. Всадниками и воинами может предпочитаться короткий вариант кафтана, доходящий не до пят, а до середины бедра.

- тулуп
Практически шуба с укороченными рукавами, чтобы не мешали при работе, делающаяся из меха. Один из самых нужных элементов одежды от крестьянина до богача, цена целиком зависит от меха, из которого сделан такой тулупчик.

+1

5

Традиционный женский костюм так же, как мужской, состоит из нательного белья (вещей, соприкасающихся непосредственно с телом), нижнего платья (аналог современных блузок, офисных рубашек под костюмом) и верхнего платья. Помимо этого, могут использоваться плащи и/или доспехи (однако доспехам посвящен отдельный раздел), обувь и различные аксессуары, вынесенные в отдельный пост.

Нательное белье
О женском нательном белье известно мало. В его роли в домашних условиях часто выступают рубашки типа "пеньюар" и богатые халаты. Особо следует выделить разве что камизу и шоссы.

- камиза
Камиза является обязательным элементом женской одежды. Это простая нательная рубаха (без рукавов) свободного кроя, надевающаяся непосредственно на голое тело. Изготавливалась чаще всего из хлопка или льна. Более состоятельные люди могли себе позволить подобные рубахи из шерсти или шелка. Как правило, однотонная и без вышивки, хотя бывают исключения. Весьма приблизительная длина варьируется от пят до середины бедра.

- шоссы
Традиционно шоссы – это практически гольфы, крепящиеся на подвязках под коленом. Любая обувь одевается исключительно поверх шоссов. Если сапоги высокие – к примеру, до середины бедра - не обойтись уже и без более длинных "гольфиков" (недолго думая, проведу аналогию с чулками), чтобы не натирало кожу. Они всё равно останутся шоссами. Длинными шоссами. Закрепляется подобная вещь на набедренном тканевом поясе или при помощи подвязок. Могут быть изготовлены из шерсти (если холодно), шелка (для богачей) или полотна (самый распространенный вариант).

Нижнее платье
- шенс 
Шенс представляет собой так называемую нижнюю рубашку, надевающуюся под верхнее платье, у женщин – обязательно поверх камизы. Из под верхнего платья могла как выглядывать, так и прятаться под ним целиком в зависимости от костюма (и целей). Обычно - немного не доходила до щиколотки, закрывая икры (то есть спускалась примерно до середины голени). Нижние рубашки имели относительно прилегающие рукава, чуть-чуть не доходящие до запястий, - достаточно широкие, чтобы не стеснять движений, и достаточно узкие, чтобы свободно помещаться под верхним платьем. Форма вОрота достаточно разнообразна и свободна, чтобы подгоняться под форму выреза верхнего платья.
Внимание: рукава такой рубахи могли делаться "пристяжными" (на лентах, шнурах или даже пуговицах)! Чтобы можно было сменить запачкавшийся рукав, не меняя самой рубашки!

- туника
В наиболее простом и непритязательном варианте – не что иное, как мешкообразная одежда с отверстиями для головы и рук, обычно закрывающая тело от плеч до бедер. Может быть как с рукавами, так и без них, подпоясывается обычно на уровне талии. Туники нижнего платья более простые и непритязательные, однако добротная туника может носиться в равной степени и как верхнее платье.

- рубахи и рубашки
Рубаха – это глухая (по максимуму закрывающую все, что можно закрыть) нижняя туника с двумя разрезами внизу спереди и сзади), закрывающая брэ и шоссы до середины икры. Ее длинные рукава обычно стягиваются на запястье, что не мешает владельцу надеть сверху что-то еще. Шьется из полотен и грубой ткани - для мастеровых людей и крестьян, из тонкого льняного полотна или шелка - для имеющих соответствующие доходы.
Широкое распространение получила льняная рубашка, став более короткой и более облегающей. Обычно на ночь ее снимали и меняли через одну-две недели. Дамская рубашка из полотняной ткани или из шелкового крепа, дамская рубашка была обязательно ослепительно белая и так же, как мужская, вышита по горловине, рукавам и по внутреннему краю частей, выступавших из-под платья или блио. Оставаясь после совершения туалета в своей комнате, женщины надевали своеобразный пеньюар, более просторный, чем рубашка, но  тоже из похожего тонкого белого полотна. (О дамской рубашке имеет смысл говорить тогда, когда она существенно короче, чем шенс, напоминая больше мужскую сорочку). Цели у такого наряда вполне определенные – соблазнить мужчину.

Промежуточное положение между нижним и верхнем платьем, когда он есть, занимает корсет.
Корсетом называется предмет женской одежды в виде широкого пояса с вшитыми упругими пластинками, туго охватывающего нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре необходимого вида (гордая осанка, стройная талия) и мягкой поддержки груди. Обычно с одной или нескольких сторон сделана шнуровка, с помощью которой регулируется "талия".
Обычно корсет охватывает торс, начинаясь или на уровне подмышек, или непосредственно под грудью и заканчиваясь над бёдрами, иногда заходя на них и, в особо редких случаях, доходя до колен. Также был известен более короткий вид корсета, охватывающий только талию, под названием "поясная подпруга". Корсеты шьют из мягкого материала (ткани, кожи, и т. п.) с жёсткими упругими вставками из дерева, китового уса, кости или стали в специально создаваемых карманах.
В силу своих особенностей, корсет не может носиться отдельно, сам по себе. Наиболее жесткие корсеты носятся поверх нижнего платья, но под платьем верхним. Более мягкие корсеты, имеющие тканевую отделку, допустимо надевать непосредственно на тело, но поверх него так или иначе одевается верхнее платье.

Верхнее платье
- сюрко
Представляет собой верхнюю одежду самых разнообразных расцветок и из самых различных тканей. Длинная и широкая, без рукавов - но с прорезями для рук, часто оттороченными мехом или декорированными иным образом (к примеру, лентой, шнуром, орнаментом).

- туника
В наиболее простом и непритязательном варианте – не что иное, как мешкообразная одежда с отверстиями для головы и рук, обычно закрывающая тело от плеч до бедер. Может быть как с рукавами, так и без них, подпоясывается обычно на уровне талии.  Туники верхнего платья, как правило, имеют длинные рукава и более богатую отделку, изготавливаются из более дорогих, чем полотняные, ткани.

- котто
Является разновидностью туники, и носится исключительно как верхняя одежда. Котто неизменно имеет длинные рукава и обязательный элемент в виде широкого набедренного пояса, в тон которому акцентирован и вырез для шеи (как правило, узор и цветовая гамма орнамента и пояса совпадают). По рукаву от запястья до локтя идет ряд мелких застежек или шнуровка. (Тоже из практических соображений: в повседневной жизни нужна свобода движений, а во время обеда - чтобы рукава в суп не попадали.) В женском варианте котто – это фактически платье длиною в пол (либо немного короче), из любого имеющегося в распоряжении материала в зависимости от достатка и нужд.

- блио
Это шерстяное или шелковое одеяние с глубоким вырезом, одевавшееся через голову, с полудлинными и очень объемными рукавами и широкой юбкой в складку с разрезами спереди и сзади, спадавшей до пят. Его подвязывали поясом, позволявшим делать напуск, как у блузы. Женское блио обычно чрезвычайно длинное, с расширеными книзу и очень широкими рукавами из гофрированной ткани, нередко украшается дорогими поясами ювелирной работы.
Женское блио подразделяется на два типа: обычное - простая туника до середины икры, и сложное - состоявшее из лифа, широкой ленты, акцентирующей талию, и длинной юбки с разрезами по бокам. Оно подчеркивает фигуру, плотно облегая грудь, живот и бедра. Горловина при этом остается  широкой, рукава — длинными и расширяющимися от локтя. В отношении рукавов мода проявляла наибольшее непостоянство (так что рукава средневекового платья - всевозможных форм, покроев и размеров).
Самым красивым считается блио из парчи, с гофрированным лифом, юбкой в складку, отделанное золотом, серебром и вышивкой.

- штаны - безусловно, элемент одежды более поздний, чем средневековье, но в мире Цветка, боюсь,  без них не обойтись.  Пусть будут видоизменившиеся брэ - не обтягивающие плотно по ноге, а более свободного покроя. В отношении длины, можно выделить кюлоты - штаны длиной до колена, закрепляющиеся под коленной чашечкой на пуговицу (почти шорты) и штаны непосредственно - закрывающие ногу целиком, что особенно необходимо всадникам, по многу часов не слезающих с лошадей. (Совсем хорошо, если штаны к тому же меховые или кожаные.) Штаны часто выбирают женщины-воины, искательницы приключений и авантюристки.

- кафтан
Длинная верхняя одежда с глубоким запАхом. Очень распространенная одежда среди различных слоев населения. Шился с удлинёнными рукавами (из тех, что часто "волочатся по земле", или просто позволяют спрятать кисти рук в рукава): у богатых — из бархата, парчи, лучшего сукна, на дорогих мехах, с драгоценными пуговицами и украшениями; у малоимущих — из простых тканей и дешёвого меха. Кафтан на меху - это почти шуба. Всадниками и воинами может предпочитаться короткий вариант кафтана, доходящий не до пят, а до середины бедра.

- тулуп
Практически свободная шуба с укороченными рукавами, чтобы не мешали при работе, делающаяся из меха. Один из самых нужных элементов одежды от крестьянина до богача, цена целиком зависит от меха, из которого сделан такой тулупчик.

+1

6

Плащи и накидки

Плащи, как ничто иное, отличаются разнообразием в тканях, цветах и формах. Чаще всего, они ниспадали до земли, чтобы в случае путешествия ими можно было укрыться целиком, не таская с собой одеяло, однако встречались и более укороченные варианты.
Наиболее популярен среди людей плащ, выкроенный в виде полукруга – так называемый "плащ с замочком", из-за украшения из дискообразных пластинок, сквозь отверстия которых продергивался шнур, удерживавший плащ на плечах. 
Так, существует плащ «круглый» - характерной формы в виде солнечного диска из подбитого мехом сукна (естественно, без капюшона, когда крепился на плечах – складывался пополам), полудлинный, существуют плащи с рукавами или без, и, к примеру, с разрезом на боку. Плащи могут застегиваться пряжкой или завязываться шнурами, могут быть украшены вышивкой или бахромой.
Женским плащом называлась полукруглая накидка, застегивающаяся не на плече, как у мужчин, а на груди при помощи различных застежек и шнурков. Плащ оценивали по качеству подбоя и застежек. Более тонкую и мягкую одежду застегивали булавками, похожими на современные, но больших размеров, чем пуговицы.
Особый вид плаща – пелиссон. Это роскошная одежда на меху, теплая и удобная. Обычно напоминает нечто вроде жилета без рукавов, и в холодное время надевается между нижним и верхним платьем, чтобы не замерзнуть. Однако существует и так называемый "верхний пелиссон", являющийся полноправной верхней одеждой и представляющий собой свободную длинную или полудлинную одежду с широкими рукавами и иногда капюшоном.

+1

7

Обувь
Обувь, известную в мире, можно разделить на четыре основных вида: туфли, башмаки, сапоги и оплетка.

- туфли
Туфлями называются изделия из тонкой кожи (подошва) и ткани. Их надевают исключительно дома (этакие средневековый домашние тапочки) или в сапоги. Но если для мужчин туфли изготавливаются плоскими, то женские туфли носят самый различный характер: они могут быть и высокими, и низкими, и закрытыми, и с разрезом и с язычком, и без него, из кожи, фетра, сукна, меха… Какие бы ни были – их отличает одно: женский вариант туфель всегда делается на невысоком каблучке. Эта маленькая хитрость позволяла визуально сделать женскую ножку изящной и крошечной, кокетливо выглядывающей из-под рубашки или платья, и характеризовала плавную, тщательно отработанную походку хозяек дома.

- башмаки
Обувь уличная, сродни современным ботинкам. Изготавливаются обычно из толстой кожи, плотно обхватывают лодыжку и застегиваются при помощи самых разнообразных пряжек и шнуров. Популярна среди ремесленников, торговцев и прочего торгового люда, жителей среднего достатка.

- сапоги
Сапоги шьются из нескольких видов кожи: тонкой мягкой (для внутренней отделки, иногда заменялась прочной тканью) и прочной потолще (на внешнюю сторону изделия), ведь обувь не должна промокать.
Стандартная мужская обувь делалась узкой и обычно - без каблуков. Однако же... добротная обувь всегда делается под заказ и по индивидуальной мерке. Кому-то нужен каблук, чтобы казаться выше, кому-то - для других целей, но все равно нужен... Поэтому была и такая.
Женские сапоги – явление редкое, но не менее красивое. Женские сапожки богато украшаются мехом, нередко вышивкой с драгоценными или полудрагоценными камнями, почему и стоят дорого. Для путешественниц и авантюристок предусмотрен более практичный и ноский вариант: в этом случае рисунок делается заплатками из тонкой мягкой выделанной кожи с наружной стороны поверх носка и/или голенища

- оплетка
Оплетка – расхожее название для плетеной обуви, изготавливающейся из гибких прутьев (для выхода на улицу) и/или бересты (крестьянский вариант домашних тапочек). Легкая, мягкая, довольно прочная, но увы, не самая долговечная. (Одной пары хватает приблизительно на неделю. Дальше нужно делать новую.)
Для повышения прочности и уменьшения износа нередко сочетается с другими материалами – той же тканью или кожей снаружи. На ноге фиксируется мягкой оплеткой по щиколотке, завязывается / крепится где-то в районе колена (чуть выше или чуть ниже, как кому нравится).

+2

8

Головные уборы и прически

Именно со средневековья появилась мода на длинные распущенные волосы… причем распущенные как у женщин, так и у мужчин.
Для мужчины длинные волосы – это символ свободного человека.  Короткие стрижки носили, как правило (не бывающее без исключений), либо представители низших сословий (крестьяне, рабочие, мастеровые - из практических соображений), либо принесшие присягу, следующие определенному "долгу" или кодексу поведения (как, например, Стража).
Для женщины распущенные волосы и непокрытая голова - признак того, что она не замужем.
Легендарные косы средневековых красавиц доходят до колена или почти до пола, но это не означает, что не допустимы более короткие стрижки и челки. Другое дело, что обрезанные волосы - признак определенного рода занятий или следа прошлого: военного ремесла или опять же - "легкого поведения" в большинстве своем.

Головные уборы в свою очередь подразделяются на только женские, только мужские и те, которые можно носить всем, вне зависимости от пола.

Головные уборы на любой вкус:
- широкие повязки из тканей
Могут иметь самый разный вид и фасон. У богачей декорированы богато и изысканно. У не-богачей, соответственно, может представлять собой и самую простую полоску более-менее плотной ткани.
- шнуры и ленты
Не стОит забывать и об этих вещах, при помощи которых волосы собирались в хвост на затылке, или просто тяжелый узел.
- шляпы
Как правило, с широкими полями, выполняются из влагостойких натуральных материалов, поскольку основное предназначение – защитить от дождя и солнца.  Часто украшаются перьями или шнурами, женщины любят добавлять живые цветы. За лихой вид и практичность – этот головной убор особенно приглянулся пиратам.

Головные уборы мужчин:
- каль
Небольшая шерстяная или полотняная шапочка вроде современной купальной. Носили только дома (когда холодно); поверх нее надевают шлем и другие более "уличные" головные уборы.
- калотт
Головной убор из хлопка, напоминающий берет или фетровую шляпу с широкими отогнутыми полями. Может иметь разные формы: сферическую ("воздушный шар" на голове), полусферическую (почти берет) или остроугольную форму (колпак шута все видели? нечто подобное, но без бубенчиков).

Головные уборы женщин:
- обручи и покрывала
Надеваются поверх распущенных волос. "Покрывала" - по сути, накидки из льна или шелка. Роль обручей могут исполнять изящно сделанные венцы или венки из живых цветов (в этих случаях покрывало может и отсутствовать).
- апостольник
Головной убор из легкой ткани, полностью скрывавший волосы, виски, плечи и даже верхнюю часть груди, - носят только вдовы или "невесты мертвых" (девушки, продолжающие хранить верность своим погибшим возлюбленным).
- цветы, венцы, венки, гребни и заколки, я думаю, в комментариях не нуждаются

+2

9

Дополняющие элементы костюма
Не последнюю роль в костюме играют сопутствующие аксессуары… В этом посте собрана информация о том, какими они могут быть и какое назначение имеют.

- перчатки
Предмет людей определенных сословий/рода занятий. Воин всегда предпочтет перчатку - варежке. Перчатка - это знак. Бросить ее - значит бросить вызов. Снять ее при приветствии - проявление уважения. Воинская перчатка может быть с пальцами или без, из прочной грубой кожи или колец стали. Прочие сословия носят перчатки всех видов, размеров и расцветок, преимущественно, из кожи или плотных тканей. Богачи нередко носят перчатки из шелка или очень тонкого полотна, и только маги и простой люд избегают этого предмета одежды, считая его ненужным или неприемлемым.
Отдельная вещь - женские перчатки. Хлопковые и льняные - для работы на полях, или изысканные из тонкой змеиной кожи - для прекрасных представительниц мира сего. Длины могут быть самой разной - и только до запястья, и до локтя, и почти до плеча, как обычно – украшены куда более затейливо, чем перчатки мужчин.

- кошели
Кошель – типичный мешочек из кожи и/или ткани, горловина которого стягивается завязками. Они разнообразны по назначению, однако в большинстве своем используются для хранения денег, драгоценностей, пряностей, табака. 

- ленты
полосы ткани - для декорирования одежды или подвязывания волос.

- шнуры
Тонкие плетеные веревки для шнуровки одежды, подвязывания волос, завязок плаща, да мало ли, чего еще. Бывают кожаными и скрученными из нитей (однотонных или разноцветных, но всегда прочных).

- пуговицы
В средневековье - явление довольно дорогое. Это кусочки дерева, кожи, железа, камешки или обработанная кость - обтянутые материей. Чаще всего используются для декоративных целей, больше как украшения, а не функциональный предмет одежды, как сегодня.

- пояса
Обязательный элемент почти любого костюма, как мужского, так и женского. Тонкий пояс обычно скрывается под одеждой (на такие пояса крепятся те же кошели), а на всеобщее обозрение выставляются широкие, прочные, простые или декорированные, и такой пояс является полноправным элементом.
Женские пояса отличаются длиной и изяществом: будь то плетеный кожаный ремешок, витой шелковый или льняной шнур. Завязывать такие пояса – особое искусство: первый оборот вокруг талии с узлом на пояснице, второй — на высоте бедер с узлом над нижней частью живота, а концы пояса обязательно должны были получиться одной длины и волочиться чуть ли не по земле.

- ювелирные и прочие украшения
В ходу всё: броши, заколки, гребни, венцы, серьги, бусы, обручи, кольца, цепочки, пряжки, шпильки и так далее...
Простые смертные чаще делают подобные украшения из подручных материалов: дерева, тканей, металла, кости. Ювелирные украшения в ходу в равной степени у мужчин и женщин, отличаясь лишь количеством на одежде и предпочтениями хозяина.

+2

10

Доспехи из кожи и стали

Кожаные доспехи:
Кожа, идущая на изготовление доспехов, чрезвычайно прочная и толстая.  Каждый доспех делается по особой мерке и/или индивидуально подгоняется по фигуре владельца, чтобы носителю было удобно и комфортно. Как правило, такой доспех имеет несколько слоев, между которыми возможно вшить стальные пластины. Это дешевле – чем полностью стальной доспех, и в меньшей степени ограничивает движения.
Самые крепкие доспехи – у конатаров… однако они используют для этого шкуры своих животных, кон, и пропитывают их особым раствором. Поэтому их доспехи, даже если они выглядят, как кожа, на деле сопоставимы с прочностью стали.
- ланды
Это особый вид кожаного доспеха - туника без рукавов с акцентированным широким набедренным (кожаным же) поясом, ниже которого полы доспеха словно порезаны на вертикальные ленты. Этим "лентам" может придаваться различная форма: от округлой, как цветочный лепесток, до заостренной, как наконечник стрелы. Из-под такого одеяния обязательно проглядывает нижняя туника (т.е. такого, чтобы были видны незакрытые тканью икры - быть не может). Подобный доспех особенно характерен для женщин, избравших воинский путь.

Кольчуга и доспехи из стали:
Доспехи из стали – лучшее, что могут предложить оружейники людей, но стоит такой комплект баснословных денег. Потому официально выдается только Страже и частично – воинам на рубеже границ. Такой доспех, безусловно, нужно заслужить.
- кольчуга
Представляет собой металлическую рубаха (как с рукавами, так и без них), состоящую из нескольких тонких слоев плотно пригнанных друг к другу металлических колец. Носиться может как мужчинами, так и женщинами, поскольку достаточно "легка" для этого. (Хотя попробуй потаскай на себе изо дня в день килограмм 20 (иногда чуть больше или чуть меньше) веса).
- доспехи
Доспехи изготавливаются из плотно подогнанных друг к другу металлических пластин. Полный комплект закрывает не только торс и тело, но и икры, щиколотки, иногда и кисти рук - этакие железные перчатки. Полный комплект весит от 40 до 60 кг, носить его может только очень выносливая и сильная личность. И то - надевается, как правило, перед боем, потому что ходить в нем постоянно - смерти подобно. Кроме того, стоимость подобного комплекта сопоставима со стоимостью нескольких крупных особняков и поместий.
Упрощенный вариант, закрывающий только торс и спину, носит название полулат.

+2


Вы здесь » Цветок Астриана » Свод знаний и представлений о мире » Путеводитель по костюму